Многие люди боятся летать, несмотря на то что самолет — один из наиболее безопасных видов общественного транспорта. По статистике, крушений авиационного транспорта гораздо меньше, чем аварий наземного общественного транспорта. Но ради успокоения предлагаем узнать, какие самые безопасные места в самолете.
Нюансы выбора места в самолете
Прежде чем разбираться, какие секции самолета считаются самыми безопасными, нужно учесть комфортабельность выбора места:
- если хочется тишины и спокойствия при перелете, стоит выбрать передние места;
- наименьшее ощущение турбулентности — в зоне расположения крыльев;
- наибольшее пространство перед ногами — у аварийной двери и в 1-ом ряду у разделителя секций;
- если хочется вздремнуть при перелете, желательно предпочесть сиденье у иллюминатора;
- при тучности телосложения рекомендуется сесть возле прохода с поднятым подлокотником;
- если сесть в хвосте, то выше вероятность, что соседние сиденья окажутся незанятыми;
- если пассажир спешит, ему после приземления нужно быстро покинуть самолет, то желательно сесть в 1-ом ряду у прохода.
Статистическая выживаемость при крушениях
Наиболее и наименее опасные секции в самолетах определены путем анализа авиационных катастроф. Согласно статистическим сведениям, салон авиатранспорта можно разбить условно на 3 участка.
1/3 самолета спереди
Это самая опасная секция. Здесь выживаемость ниже, чем в других частях самолета. Лайнер падает носом вниз, и первая секция сильнее всего попадает под удар, разрушения наиболее серьезные. Хотя сиденья здесь наиболее комфортные.
Середина самолета
Здесь выживаемость несколько выше.
1/3 в задней части самолета
Эта секция считается самой безопасной. Наибольшая выживаемость у пассажиров, которые сидели на 6-ти последних хвостовых рядах.
Краш-тесты и выводы по ним
В 2012 году американцы с экспериментаторской целью организовали крушение лайнера с манекенами на сиденьях. Краш-тест проходил в пустынной области Мексики. Целью было выяснение, как разрушается самолет при падении, кому из пассажиров с высокой вероятностью удастся выжить.
Итог теста: наименьшие «травмы» были у манекенов, находившихся в последних 3-х хвостовых рядах и в средних рядах у прохода. Тестировщики учитывали и то, сгруппировался ли человек при аварии. Выяснилось, что пристегнутый «пассажир» в согнутом положении с высокой вероятностью выживет. Если он пристегнут, но не сгруппировался, то шанс выжить есть, но травмы будут серьезными. А вот манекен, который был посажен не пристегнутым, не сгруппированным, однозначно погибал.
Наиболее безопасные места
Определяя безопасное место в самолете по выживаемости при крушении, следует учитывать модель авиатранспорта.
В «Боингах»
Поскольку лайнеры 737 «Боинг» наиболее распространенные, неудивительно, что пассажиры наиболее интересуются безопасностью именно этих моделей авиатранспорта. Салон у этих самолетов условно разбит на бизнес-секцию (5 первых рядов в голове) и эконом. Сиденья имеют метки в виде латинских букв. Кресла A и F находятся у иллюминаторов, а C и D — у прохода.
Насчет сидений в «Боинге» нужно знать следующее:
- сзади они неудобные из-за расположения туалетов в хвосте;
- самые удобные места в 5-ом ряду, с большим свободным пространством перед ногами;
- 15-ый ряд тоже комфортный, но расположенный далековато от аварийного выхода, недоступный для пассажиров с ребенком;
- ряды с 13-го по 17-ый находятся в зоне расположения крыльев, так что полюбоваться видами из иллюминатора не удастся.
Наиболее опасны в «Боингах» бизнес-места и сиденья в центральной зоне. Максимальное травмирующее действие будет там, где находятся топливные баки, а они расположены в центре самолета. Выше вероятность выживания у пассажиров, сидящих у аварийных дверей. Хоть сиденья в хвосте некомфортные, зато при аварии высока вероятность выжить.
В «Аэробусах»
Второй по распространенности пассажирский авиатранспорт — «Аэробус», особенно модель A320-8C. Здесь 2 первых ряда — бизнес-класс, остальные места классами ниже. Как и в «Боингах», сиденья отмечены латинскими буквами. А вот в модели A320-20C бизнес-класс — это 5 первых рядов.
Наиболее безопасные сидения — 12-ый и 13-ый ряды, расположенные у аварийных дверей. Еще они хороши наличием значительного пространства для ног. Как и у «Боингов», кресла в хвосте тоже безопасные, хотя комфортабельными их не назовешь. Причина, почему хвост самолета самое безопасное место, состоит в том, что по физическим законам ударная волна при крушении от головы к хвосту амортизируется, ее сила уменьшается до 30%.
Как и в «Боинге», наиболее опасными считаются сиденья в центральной части, где находятся топливные резервуары, которые взрываются при ударе.
Экспертное мнение
Эксперты, советуя безопасные сидения в самолетах, ориентируются на процент выживания в авиационных катастрофах. Специалисты подчеркивают, что разница в выживаемости между передней, средней и хвостовой секциями незначительная. В хвосте выживают 32%, в голове — 38%, в середине примерно столько же — 39%. Причем это усредненные значения. Бывали частные случаи, когда большинство выживших оказывалось в головной секции.
Поэтому учет секций при выборе места — это скорее самоуспокоение. Все индивидуально, зависит от конкретных обстоятельств. Несмотря на условную безопасность, пассажиры не спешат выбрать места в хвосте из-за высокой турбулентности и близкого расположения туалетов. Гораздо больший интерес с точки зрения безопасности представляют срединные места в рядах, прикрываемые с 2-х сторон соседними.
Еще один нюанс, влияющий на экспертные рекомендации, — близкое расположение к аварийным дверям. Согласно статистическим исследованиям Гринвичского Университета, проведенным в 2011 году, высокий процент людей, сидящих в 5-ти наиболее близких рядах от дверей, успевает успешно эвакуироваться.
Специалисты советуют: не стоит уделять много внимания выбору безопасного сиденья, а лучше предпринять иные меры безопасности. Внимательно слушайте инструктаж перед вылетом, прикиньте примерное расстояние и направление к аварийному выходу, чтобы в случае аварии быстро добежать до него. Не летайте на самолетах в состоянии алкогольного опьянения. Не пытайтесь во время аварии вытащить с верхних полок вещи, это может привести к серьезным травмам.